А вот еще статейки, первую нашла в инете, а вторую мне прислал мой друг-психолог.
Садик - ДА!
Как только малыш научился ходить, многие мамы начинают подумывать о детском садике. Мол, подняли ребенка на ноги, нужно теперь его к самостоятельности приучать. Задуматься, что лучше: детский сад или домашнее воспитание - заставляет нас множество причин.
Вполне естественно родительское желание оградить ребенка от конфликтов с ровесниками, которые могут возникнуть в детсадовской группе. Мама может волноваться, что самостоятельно не сможет качественно подготовить ребенка к школе. Проблема выбора садика встает и тогда, когда не с кем оставить ребенка, если нужно срочно выходить на работу.
Чтобы выделить плюсы и минусы детсадовского воспитания, мы встретились с Юлией Михайловной РОГИНСКОЙ, психологом-консультантом Центра развития ребенка “Созидание” (детский сад №199).
- Юлия Михайловна, все ли дети могут ходить в детский сад?
- Теоретически, да. Практически - все зависит от того, насколько ребенок готов к этому, от состояния его здоровья, от умения общаться со сверстниками. Есть такие дети, которым нужна особая организация дня, конечно для них не подходят детские сады, в которых ребенок находится полный день. Родители должны определиться, для чего им вообще нужен детский сад. Какие функции он должен выполнять: охранять, развивать, обучать и ли еще что-то. В зависимости от этого, сегодня можно выбирать из самых разных видов и форм детских дошкольных учреждений. Давайте их рассмотрим.
Обычная система дошкольного воспитания - государственный детский сад.
Такие детские сады находятся под строгим контролем различных организаций, поэтому и всяческих нарушений здесь бывает намного меньше. Традиционные методики, проверенные годами программы, по которым работают государственные дошкольные учреждения, дают необходимый минимум знаний и навыков, позволяющий подготовить ребенка к школе. Но очень большие группы (как правило, по 20-25 человек), конечно же затрудняют работу воспитателей, да и самим детям тяжело. К тому же из-за недостатка финансирования часто возникают проблемы самого разного характера, в том числе, проблемы с кадрами.
Государственные, муниципальные детские сады, предоставляющие дополнительные платные услуги.
За счет внебюджетного финансирования такой детский сад может дать детям гораздо больше с точки зрения питания, медицинских услуг, образования. Как правило, в таких детских садах и количество человек в группе меньше, 15-17 детей.
Группы развития
Это группы кратковременного пребывания детей (3-4 часа в день).Такие группы бывают при школах, при детских садах, различных центрах и т.д. Они хорошо подходят для родителей, которые не считают нужным отдавать ребенка в садик на полноценную программу, но им хочется, чтобы несколько часов в день ребенок встречался со сверстниками и занимался со специалистами.
Частные мини-садики
Чаще всего они организуются в домашних условиях. Группы здесь маленькие, нередко они состоят из детей разных возрастов (от 2 до 5 лет или от 4 до 7 лет). Здесь можно оставить ребенка как на несколько часов, так и на целый день. Такой домашний сад может стать спасением для родителей, чей ребенок не готов к посещению обычного детского сада (часто болеет или имеет проблемы психологического плана, не позволяющие сразу выходить в детский сад). Нужно только помнить, что домашние сады почти не поддаются контролю, поэтому немаловажным становится вопрос о квалификации работников, которые одновременно выполняют обязанности и воспитателя, и няни, и медсестры.
Домашнее воспитание ребенка
В ряде случаев воспитанием ребенка занимается няня или гувернантка. Эта форма дошкольного воспитания целесообразна либо для маленьких детей до 2-3 лет, либо для детей, у которых очень большие проблемы со здоровьем, не позволяющие посещать детский коллектив.
Плюсы, ради которых в детский сад идти стоит
- Ребенку для полноценного развития нужен коллектив сверстников. Это обязательное условие. Коллектив взрослых никогда не сможет заменить общения с одногодками.
- Детский сад нужен для формирования навыков самоорганизации, которые потом пригодятся ему в школе, да и вообще в жизни. Именно детский сад позволяет эти навыки сформировать.
- Режим. Ни один родитель не сможет организовать ребенку постоянный режим жизни. А что такое режим для ребенка - это залог его здоровья, формирование тех стереотипов, которые позволяют организму полноценно работать.
- Кроме этого, среди положительных моментов садика - сам по себе образовательный процесс. Это возможность ребенку попробовать себя в самых разных видах деятельности, независимо от того, есть у него к ней склонность или нет.
- С образовательной точки зрения, системность занятий тоже говорит в пользу садика. Обучение дошкольников - это очень сложный процесс. А от того, какие учебные навыки мы сформируем у ребенка до 7 лет, будут зависеть его успехи в школе. А ведь все, что мы с ребенком сделаем в интеллектуальном плане, какие учебные навыки сформируем, так он потом будет заниматься в школе.
- Постоянный мониторинг развития ребенка. В хорошем детском саду всегда работает команда специалистов: врач, психолог, логопед, специалисты по различным предметам (музыка, физкультура, изобразительное искусство).
Минусы, которые, тем не менее, всегда можно перевести в плюсы
- Если ребенок ходит в детский сад, то на общение с родителями у него остается 2 часа утром и 2 часа вечером. Если домашнее общение сводится к тому, что чадо усадили перед телевизором, а сами занялись хозяйственными делами, то родители, в итоге, не знают своего собственного ребенка. Он тоже будет чувствовать себя оторванным от родителей.
На самом деле, намного важнее вести учет не количеству проведенных вместе часов, а качеству этого общения.
- Существует расхожее мнение, что посещение детского сада увеличивает вероятность различных болезней ребенка. Эта проблема решается выбором хорошего садика, где персонал действительно заботится о детях. На самом деле, дети, если иммунитет их не снижен, болеют только в период привыкания к группе. Система закаливания в садике продуманная, она планируется врачом, с учетом всех особенностей здоровья детей.
Иногда родители приписывают к минусам детского сада возможность перенести детские инфекции. Но с точки зрения врачей, эта возможность наоборот считается благом. Лучше, чтобы ребенок переболел детскими инфекциями в детсадовском возрасте, чем встретится с ними в школе, когда они переносятся намного тяжелее.
Некоторые родители считают, что в садике их ребенок может научиться чему-нибудь плохому. Действительно, дети разные бывают. Но как чаще всего показывает практика, если ребенок в семье получает хорошее воспитание, то эти проблемы могут к нему даже не прицепиться.
Пришла пора
Существует несколько критериев, по которым родители могут определить, подходит ли их чаду воспитание в коллективе или время расставаться с домом еще не настало:
• Возраст вашего ребенка от 2 до 3 лет.
• Раньше он без проблем оставался с бабушками, нянями, друзьями.
• Вы посещали дошкольные группы развития, всевозможные образовательные центры.
• У вашего ребенка нет тяжелых хронических заболеваний, требующих специального лечения и мешающих длительному пребыванию ребенка вне дома.
• Вы видите, что вашему ребенку тесно дома, он без особых затруднений играет с ровесниками, стремится к общению с ними.
• Если вам приходится оставлять своего малыша с бабушками, нянями или в группе развития, вы совсем не переживаете за то, “как он там без мамы”. В отсутствие ребенка вы можете спокойно заниматься своими делами.
• Сейчас на дворе лето, поблизости август.
Если на большинство вопросов вы ответили “ДА”, значит ваш ребенок вполне готов к тому, чтобы встретиться с целой группой таких же малышей. Поэтому вам пора заняться поисками дошкольного учреждения, которое максимально отвечает вашим требованиям.
Если же в основном ваш ответ был “НЕТ”, значит заглядываться на обычные садики вам не стоит. Ваш ребенок еще не готов к тому, чтобы надолго расставаться с родителями. Хотя при нынешнем разнообразии детских дошкольных учреждений почти любой родитель может найти подходящий для него и для его малыша садик. “Выход в свет” можно начать с групп кратковременного пребывания, с простых прогулок по детскому саду вместе с мамой или папой. Даже если ваш ребенок болен, можно найти детский сад, где условия позволяют следить за его здоровьем.
Как выбирать детский сад?
В первую очередь вам помогут рекомендации друзей, родственников, знакомых, которые сами имеют детей детсадовского возраста. Нужно только помнить, что дети все-таки разные, и что хорошо одному сорванцу, возможно, совсем не подходит для вашего тихони.
Можно заходить во все встречающиеся на пути детские сады, там на месте и разберетесь, какой коллектив, какие условия есть у сада. Нелишним будет пообщаться с родителями, которые водят в этот сад своих детей.
Сегодня многие детские сады рекламируют себя во многих средствах массовой информации. Изучайте рекламные объявления.
Можно прийти на консультацию к специалистам из Управления образования вашего района. В отделе дошкольного воспитания вам помогут подобрать сад в соответствии с вашими запросами.
Обязательно пообщайтесь с администрацией сада, обсудите с медработником детского сада вопросы здоровья вашего ребенка. Некоторые дополнительные услуги детские сады предоставляют платно, узнайте о них поподробнее.
Автор:Юлия Михайловна РОГИНСКАЯ, психолог-консультант Центра развития ребенка
«Гипер-мамы» - а стоит ли губить психику своего ребенка?!
«Я не могу отдать сына в детский сад! Там же одни дебилы, его ведь будут обижать, а воспитатели - дура на дуре, что они могут дать моему ребенку?!» - всё чаще мы слышим такие слова! И детки послушно бредут за своими мамочками на прогулках в полном одиночестве, ведь их сверстники уже давно ходят в садик! И вот такие детки начинаю посещать школу, и тут начинаются их первые проблемы, они не умеют «жить» в коллективе! Не знают, как решать конфликтные ситуации, не понимают, зачем нужно быть послушным, а не гулять по классу во время урока, и чем дальше, тем больше «не понимают»! У нас, у психологов, возникает очень уместный в этом случае вопрос: «Мамочки, зачем вы сознательно губите своих детей и обрекаете пожинать плоды ваших «добрых намерений» в будущем?!» Давайте подумаем вместе:
Откуда «ноги растут»?
Многие родители, которые не отдают детей в садик, имеют кучу своих не решенных проблем и комплексов, и бессознательно проецируют свое отношение к жизни на жизнь своих малышей, чем наносят не поправимый вред развитию ребенка. Задайте себе вопрос: зачем вашему сыну или дочери ваши проблемы, страхи, ваша ущербность, неужели вы хотите, чтобы ваши дети имели те же проблемы в жизни? Позвольте им развиваться как личности самим, ведь ваша постоянная гипер опека будет только тормозить их восприятие и умение «жить». Под гипер опекой понимается отделение малыша от общества путем ликвидации из его жизни детских коллективов (дет.садов, школ) всяческое «оберегание» его от взаимодействия с «плохими» по мнению мамы сверстниками, воспитателями, учителями, в общем с другими людьми, кроме семьи. Дорогие мамочки семьи малышу не достаточно, особенно после достижения им возраста 3-х лет!
Влияние детского коллектива на развитие ребенка.
Стремление к общению заложено в природе человека. До поры до времени, для удовлетворения этой потребности ребенку достаточно близких взрослых. Но в возрасте около трех лет у него появляются и усиливаются потребности в таком общении, которого с взрослым быть не может. Ребенку сложно общаться со взрослым на равных ,потому что куда пойти и что делать решает взрослый.
Взрослый сам выбирает правила общения с ребенком. Находясь в детском саду в компании сверстников и общаясь с ними, ребенок, общается со сверстниками по общим правилам. Среди сверстников он находит себе товарищей равных по интеллекту , силе , детей со схожими интересами. Вместе они выбирают правила игры , учатся согласовывать и прислушиваться к требованиям других детей.
К тому же, родителям не так часто, как ребенку, хочется играть в детские игры ,как нужно это ребенку. Со сверстниками ребенок играет чаще. Его сверстники, как и он, так же полны сил и энергии, поэтому ребенку в их компании играть намного интересней, чем с быстро утомляемым взрослым.
С помощью игры ребенок развивает коммуникативные навыки ,учиться подчиняться и выполнять правила других ,учиться считаться с чужим мнением. Но общаться с ровесниками труднее, чем с близким взрослым. Взрослый угадывает чувства и желания своего ребенка а сверстники же плохо понимают и формулируют даже собственные чувства и желания. Поэтому маленькие дети часто ссорятся между собой. Они не умеют знакомиться, не знают, как обратиться к другому ребенку, когда и как надо отказать. Всем этим правилам ребенок легко научается в детском саду. Воспитатели в легкой ненавязчивой форме помогают развить ребенку основные качества общения:
• Деловые (другой человек как партнер по совместной деятельности) ,
• Познавательные (другой человек как источник информации),
• Личностные (интерес к другому человеку как к личности) .
Очень часто взрослые, наблюдая за тем как тяжело наладить ребенку общение со сверстниками, принимают решение не отдавать ребенка в детский сад. Но рано или поздно ребенку придется столкнуться с этой проблемой. И чем раньше он ее решит, тем легче ему будет общаться со сверстниками в будущем.
Как помочь «гипер - мамочкам» и их малышам:
В первую очередь посоветуйтесь со специалистом, врачом психотерапевтом. Мамочки, которые не водят ребенка в садик, а потом и в школу, обучая дома, вызывают опасения психологов, им нужна помощь самим и пока они в таком состоянии, о формировании их детей цельными личностями говорить очень сложно. У такой мамочки обычно уже есть психологическая травма родом из детства, сама она не осознает свою проблему, тут и приходит на помощь психолог, главное не затягивать с посещением!
Первое, что нужно малышу такой мамы, это посещение детского коллектива и социализация в условиях, отличных от домашних, иначе вырастет еще одно поколение социофобов! В 2-3 года малыш еще может состояться, как полноценно социализированный человек в будущем, если такой ребенок не идет в садик, и школу, то мы рискуем получить очередного «интернет-работника», закомплексованного, не желающего «выходить» наружу из своего дома и вполне возможно не желающего продолжать свой и без того проблемный род!
Помогите своим деткам, начните с себя!
Ирина Стеклова.
Доктор психологических наук, врач – психотерапевт высшей категории, руководитель центра помощи детям «Панацея», главный специалист по дошкольному развитию регионального центра «Почемучки».
Отредактировано Ольга Ш (2009-03-20 22:47:09)