Happy Mama

Объявление

На нашем форуме проводится фотоконкурс!!!! :) Мы рады приветствовать Вас на нашем форуме! На форуме проводятся фотоконкурсы!!! УЧАСТВУЕМ!!! И ГОЛОСУЕМ!!!!!! НЕ ЗАБЫВАЕМ ГОЛОСОВАТЬ!!!!!!!!!! :)

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Happy Mama » Здоровье ребенка » Жестокость в сказках - что это для нежной детской психики?


Жестокость в сказках - что это для нежной детской психики?

Сообщений 1 страница 19 из 19

1

Жестокость в компьютерных играх провоцирует склонность к реальному насилию. Это не гипотеза, а свежедоказанный факт.

Американские ученые провели целую серию опытов. Они внимательно следили за подростками, которые увлекаются разными стрелялками. Оказалось, что изображения сцен уже не виртуального насилия, убийства вызывают у них эмоциональную реакцию заметно ниже нормы.

А как на ранимую психику влияют кошмары, описанные в сказках. На днях я прочитала своему 5-летнему сыну приключения "Барона Мюнхаузена". И мне, честно говоря, было не по себе. Непонятно, куда смотрят защитники животных. Какой пример ребенку подает барон Мюнхаузен, самыми изощренными способами истязающий бедных зверей.

Но, может быть, мы взрослые настолько испорчены, что нам всe видится в черном цвете? А дети воспринимают это совершенно спокойно? Репортаж Юрия Чухина.

"Вся дрожа, несчастная протянула ему ключик, замаранный кровью. "Негодница, ты заглядывала в чулан! Через час ты будешь мертвой!" Точа нож, злодей приговаривал: "Точись, точись, нож, ты перережешь горло моей жене"".

Это не сцена из фильма ужасов и не описание пыток святой инквизиции, это любимые сказки наших маленьких читателей. Висящие на железных крючьях восемь жен Синей Бороды, сварившийся заживо царь в "Коньке-Горбунке" Ершова, пляшущие в красных башмачках отрубленные палачом ноги маленькой девочки у Андерсена. И это прекрасный волшебный мир сказок? От пожирающих детей людоедов и чудовищ иного взрослого начинает бить нервная дрожь, что уж говорить о детской психике?

Борис Зелексон, врач-психиатр: "Если же у ребенка есть какие-то невротические проявления - страх темноты, страх оставаться одному, и вообще он тревожен, боязлив, то на такие вот посылы, которые есть в сказках, он может отреагировать болезненно".

Ирина Филимонова с опаской разглядывает книжные полки в магазине, как бы под обложкой с добрым рисунком не нарваться на очередного сосущего кровь Дракулу или шабаш ведьм на кладбище. Хотелось бы, чтобы полуторагодовалый Максимка спокойно спал по ночам. Не все сказки одинаково полезны - твердое мнение молодой мамы.

Ирина Филимонова, мама Максима: "В сказках встречается жестокость. Например, Золушка, которая была в первоисточнике, там мачеха отрубала вообще пальцы своим старшим дочерям за то, что они не смогли влезть в туфельку".

Современный вариант сказки о Золушке принадлежит Шарлю Перро. В одной из оригинальных средневековых версий этой истории мачеха не доживает даже до середины сказки, Золушка, она же Зизола, ломает ей шею клюшкой от сундука, когда та наклонилась посмотреть на наследство падчерицы.

Ученые объясняют наличие жестокости тем, что изначально сказки были адресованы взрослым. Первые из них появились еще несколько тысяч лет назад, тогда они носили, скорее, прикладной характер, объясняет профессор Морохин, вот уже более 30 лет исследующий этот жанр фольклора.

Николай Морохин, доктор филологических наук, профессор ННГУ: "И они рассказывают о животных, о том, как проходила охота на них, каковы их повадки. Ну, это замечательные памятники культуры. И, конечно, они исходно не предназначались для детского чтения".

Нужно ли выбирать, какие сказки можно читать, какие нет? Этот вопрос сейчас вовсю обсуждается на форумах в Интернете. "Сегодня я прочитаю ребенку сказку "Как замерз и оторвался в проруби волчий хвост, а завтра он пойдет проверять на стойкость хвосты у дворовых кошек и собак",- пишет один из родителей. "Когда показывают монстров в мультфильмах, бегу оттаскивать дочку от экрана",- вторит другой посетитель форума.

Выбирать сказки - смешная затея, считает другая мама, Арина Авдеева: "Насилие, которое в сказках встречается, оно по большому счету, на мой взгляд, оправданно, и ребенок, на мой взгляд, даже в двухлетнем возрасте, должен понимать, что жизнь она не только розовая, она многоцветная, и встречаются полосы не очень веселых цветов, и надо быть к этому готовым".

Вот прекрасная иллюстрация - "Волк и семеро козлят" - подбирает она новый сборник для чтения сыне Никите.

Арина Авдеева, мама Никиты: "Волк прыгнул, да провалился в горящую яму, и брюхо у него от огня лопнуло. А хорошие герои, козлятки, положительные персонажи, они выскакивают из брюха и прямо к маме прыг. Так что это учит тому, что зло должно быть наказано".

Добро, конечно, должно быть с кулаками, правда, вопрос, насколько большими должны быть эти кулаки детских сказок, и не слишком ли они там злые, остается открытым.

Игорь Вачков, сказкотерапевт, доктор психологических наук, профессор Московского городского психолого-педагогического университета

Ведущий: "А что по этому поводу нам посоветует эксперт с редкой специальностью сказкотерапевт. У нас в студии доктор психологических наук, профессор Игорь Вачков. Игорь Викторович, добрый день. Нам, и правда, нужно с большой осторожностью выбирать сказки для детей?"

Игорь Вачков: "Безусловно. К сожалению, до сих пор публикуется множество сказок, иногда в очень неудачных переводах того же Андерсена, Шарля Перо, которые не предназначаются, во-первых, действительно для детей, изначально тот же Андерсен. Потому что он своих сказок писал, адресуясь не просто взрослому даже населению, а совершенно конкретным людям. Например, сказка "Дюймовочка" была написана специально для знакомой девушки, которая была очень внешне непривлекательна, и он очень хотел, чтобы у нее всe получилось в жизни.

Ребенок воспринимает сказку часто совершенно не так, как воспринимаем мы с вами. Классический момент, когда Мальчика-с-пальчика отвозит папа в лес и бросает там. С точки зрения взрослого человека - это полный абсурд. Ну, как же так. Родители разве могут поступать таким образом с детьми? Обычно же ребенок воспринимает это совершенно нормально. Да, это может быть. И я попробую объяснить почему. А потому что на самом деле вот в этом маленьком эпизоде фактически ребенок бессознательно воспринимает идею своей будущей автономности, будущей самостоятельности".

Ведущий: "То есть, вы говорите, что сказку выбирать не надо. Всe равно жестокость нужна и необходима для того, чтобы ребенок представлял себе свою будущую жизнь отдельно от родителей в мире, полном подлости, жестокости и обмана, так сказать".

Игорь Вачков: "Не совсем так. Сказки выбирать надо. Прежде всего, на мой взгляд, следует очень осторожно относиться к сказкам Андерсена. Вот у одного из психоаналитиков немецких есть даже такая очень четко сформулированная мысль. Андерсен невротик и свой невротизм он проецировал в своих сказках. Но следует помнить, что это был талантливейший невротик".

Ведущий: "А все ли дети одинаково реагируют на те или иные жестокие эпизоды сказок?"

Игорь Вачков: "Безусловно, нет".

Ведущий: "Отчего это зависит?"

Игорь Вачков: "Это зависит от особенностей психики ребенка. Ну, ответ достаточно очевиден. Дело в том, что, например, ребенок меланхолик по темпераменту, безусловно, будет более чувствителен к этим страшным, пугающим моментам сказки. И вполне вероятно, что, дойдя до этого момента в сказке, он может заплакать, он может отказаться слушать эту сказку вообще. Он может спрятаться и потом всю ночь бояться, переживать".

Ведущий: "Но как родители должны реагировать?"

Игорь Вачков: "Родители должны, прежде всего, очень внимательно следить за реакцией ребенка. При отказе ребенка слушать сказку, особенно вот в те моменты, которые являются страшными, родители должны сразу прекратить это делать. Интересный факт, ведь ребенок, отказавшийся слушать сказку вот в данный момент, часто через какое-то время сам просит прочитать ее. Он боится, он сжимается, он поднимает плечики, но проживает этот страшный момент со своеобразным даже удовольствием. Ему это нужно. И важно только не спешить в этим. Не пытаться напугать его раньше, что называется, чем он сам окажется готов к этому".

Ведущий: "Но в сказках есть еще один спорный педагогический момент. Емеля лежит на печи, и всe у него делается по щучьему велению. Или горшочек сам варит кашу. Вот это проблема или нет?"

Игорь Вачков: "Это проблема, безусловно, лень, как проблема. Но опять же, вы никогда не обращали внимание, что тот же Емеля, он ленится вначале, он действительно ленится. Но если мы внимательно посмотрим, что происходит в самом сюжете сказки, то мы видим, что он просто вынужден проявлять активность. Это еще одна из функций, направлений сказки - это пробуждение активности ребенка через преодоление лени. Ну, любой ребенок лентяй. И когда он читает про Емелю, он себя идентифицирует с ним. Он говорит, о, это про меня. А потом, когда Емеля начинает преодолевать трудности, он тоже, как бы вместе с ним, это делает. Поэтому всe не так просто".

Ведущий: "Большое спасибо, Игорь Викторович. О жестокости и лени в детских сказках мы говорили с доктором психологических наук Игорем Вачковым".

Что каждый из нас должен помнить, выбирая книжки для детей.

Покупая сборник сказок, обратите внимание на рекомендации. Как правило, особая пометка есть уже на первой странице - для какого это возраста.

Читая сказку, внимательно следите за реакцией ребенка! Если он плачет, прячется под одеяло или еще как-то проявляет испуг, то тут же перестаньте.

Однако выбрасывать такую книжку не надо, ребенок через какое-то время сам попросит ее прочитать, когда будет готов пережить этот страх.

И помните, дети очень многое воспринимают совсем не так, как мы, взрослые. То, что для нас - немыслимая жестокость, для ребенка - нормальная и понятная ситуация, которая подсказывает ему как ему реагировать на те или иные события в жизни.

1tv.ru

0

2

Я ЗА сказки обеими руками!
Спасибо за статью! Я тоже считаю, что дети очень многое воспринимают совсем не так, как мы - взрослые. Мне, например, в детстве сказки не казались страшными и жестокими. А теперь читаешь, и везде видишь одни ужастики. Просто мы по-другому относимся к смерти, знаем, что такое страдания и боль, а дети нет. Поэтому для них съеденный лисой колобок, переломившаяся соломинка, по которой прошелся идиот-лапоть, волк из Красной Шапочки с распоротым брюхом и т.п. - это не сценки из фильма ужасов, а просто интересные сказки.

Отредактировано Чертенок (2009-01-27 13:45:48)

0

3

Я тоже за сказки и за наши отечественные мультфильмы,лучше сказку прочитать,чем мультики инностранные включить....где действитльно ничего хорошего ребенок не черпнет....

0

4

Я обеими руками за сказки!!!

Чертенок написал(а):

теперь читаешь, и везде видишь одни ужастики. Просто мы по-другому относимся к смерти, знаем, что такое страдания и боль, а дети нет

Я точно так же сейчас воспринимаю сказки. Раньше не придавала значения всяким там распоротым животам и т.д. и т.п. А сейчас читаю и оболдеваю, какие же сказки пишут детям. А им сейчас этого не понять, им интересны красочные картинки, как спасли бабушку, козлят, как принц спасал принцессу и т.п.

0

5

Да, к тому же в народных сказках помимо того смысла, который прочитывается сразу, почти всегда есть еще глубинный, как бы "закодированный" смысл. Как деть уснет, поищу и выложу что-нибудь интересное по этому поводу. А если кто-то еще что-то знает, тоже пишите)))

0

6

Чертенок ждемс  :flag:

0

7

Вот немного

Скрытый смысл сказок.
— Сказки детям необходимы, — считает Светлана Курячая, — особенно народные. Маленькие дети это интуитивно чувствуют, хотя, может, и не могут их расшифровать. Но на психику сказка ложится, как зерно в подготовленную почву. Только родителям нужно помнить, что сказка должна соответствовать возрасту.

Если в раннем детстве прочитать про Бабу-ягу, то ребенок испугается и будет бояться ее всегда. Начинать нужно с детских сказок про колобка и репку. Как говорят исследователи, сказки «Колобок» и «Репка» — астрологические сказки. Они — о луне, которая вначале превращается в месяц, а потом наоборот. Помните сказку «Колобок»? Оказывается, в первоначальном варианте каждое животное откусывало от колобка по кусочку. Так круглая луна становилась все меньше и меньше. Когда же дошла очередь до лисы, то от колобка осталась одна горбушечка. «Ам» — и она исчезла…

«Репка» — о том же самом, только в обратном направлении. Месяц постепенно превращается в полную луну. Ребенок начинает фантазировать: глядя на небо, он представляет себе колобка или репку. Окружающий мир для него становится сказочным.

К астрологическим относятся также сказки «Петушок — Золотой гребешок» и «Заюшкина избушка». В первой говорится о смене дня и ночи. Петушок — это солнышко. Лиса подходит к окошку и зовет его (в народной культуре было очень много закличек к солнышку). Потом хватает и несет за высокие горы, за дремучие леса, за синие моря — путь неоправданно далек, т. е. это путь, который проделывает солнце. Лиса — это ночь, которая украла солнышко, а кот — утро, он вернул его.

В «Заюшкиной избушке» детям ненавязчиво рассказывается о смене времен года. Лиса — зима, заюшка — лето. Зайчик за помощью обращается к разным животным, которые в жизни без труда могли бы победить лису. Но побеждает петушок — солнышко, которого очень боится лиса — зима.

«Курочка Ряба» — сказка для взрослых

По мнению Светланы Курячей, «Курочку Рябу» лучше читать не детям, а взрослым. Курочка снесла золотое яичко. Его случайно разбила мышка. Почему плачут дед и баба, ведь они сами хотели его разбить, да не смогли. Дело в том, что яйцо оказалось пустым. Яйцо является прообразом всего живого на Земле. Это символ бесконечности жизни, потому что без смерти нет возрождения. Яйцо должно было быть полным, мир должен быть наполнен. Курочка успокаивает стариков: «Я снесу вам яичко другое — не золотое, а простое«, т. е. жизнеспособное, из которого возродится жизнь.

Взяла отсюда.

0

8

Кто такая Баба-яга?

Большинство сказок — волшебные. Главная героиня в них — Баба-яга. Помните, какая она? Страшная, злая, косматая, нос — в потолок врос, слепая, у нее костяная нога, в ступе летает, помелом след заметает, живет в дремучем лесу, в избушке на курьих ножках, у избушки нет ни окон, ни дверей, забор вокруг из костей и черепов, детей жарит, на лопате их в печь пихает. Жуть да и только.

Но, как считает Светлана Власовна, здесь все не так просто. Образ Бабы-яги нужно рассматривать с учетом народных традиций, народного мировоззрения. Вот что из этого получилось. У Бабы-яги волосы косматые, косы расплетены. В культуре древних славян распущенные волосы — связь с потусторонним миром; еще косы расплетались у умершей женщины. Баба-яга, видимо, умершая. Костяная нога — умершая так давно, что тело истлело. Нос в потолок врос. Видимо, в доме у нее очень тесно.

Летает Баба-яга в ступе, которая очень похожа на колоду, прообраз гроба. След за собой заметает помелом. Раньше был обычай: когда покойника везли на санях в последний путь, за ним заметали санный след, чтобы не вернулся в мир живых. Почему летает? Потому что мертвые не ходят, их носят. И душа летает. К тому же Баба-яга ничего не видит, у нее нет человеческого зрения. «Фу-фу, — говорит, — русским духом пахнет». Но у нее другое зрение — она видит будущее.

По всему видно, что Баба-яга — умершая женщина. Живет она в избушке на курьих ножках. Раньше у славян был обычай: после смерти человека, когда душа еще не определилась, ей нужно было жилище определить. Для этого делали ритуальную куколку, домик для нее ставили на срубленное дерево. Вот вам и избушка на курьих ножках. Корни очень похожи на куриные ноги. Избушка без окон и дверей — мертвым они не нужны. Есть только вход, куда кладут подношения. У северных народов до сих пор сохранился такой обычай. Василиса Прекрасная нашла у Бабы-яги столько еды, что десятерым не съесть. Значит, она была не простая умершая, раз у нее много подношений.

Многие ученые настаивают на том, что Баба-яга божественная сущность, прародительница рода человеческого. К ней приходят за советом. Иван-царевич получает волшебные дары, Василиса Прекрасная после посещения избушки Бабы-яги находит себе мужа-царя и способность совершать волшебные действия. Она ткет необыкновенную ткань, шьет необыкновенные рубашки.

0

9

Есть народная мудрость, что за любым знанием мы должны обращаться к предкам. А предки находятся где? С точки зрения народной культуры — в потустороннем мире. Баба-яга является как бы главой этого потустороннего мира. То есть, чтобы получить какие-то знания, нужно обращаться в потусторонний мир. Иначе говоря, к опыту предков, что и делают сказочные герои. Не случайно во многих сказках есть камень у дороги. Положительный герой обязательно выбирает ту дорогу, где он умрет. Опять метафора — он уходит в мир предков, где и получает все дары. Вывод таков: только тот, кто соблюдает традиции, обращается к мудрости предков, обретает все блага на Земле.

Об этимологии слова «Баба-яга». Баба — главная женщина во всех культурах. Каменным бабам поклонялись многие народы. Бабой называли женщину только после рождения ребенка. Однокоренное слово «бабай» тоже означает домового, главу рода. «Яга« — огнь — огонь. Был глагол ягать. Это особый крик, в котором концентрировалась вся энергия. Ягали охотники, роженицы. То есть Баба-яга была главная матерь, которая знала все.

Сейчас посажу на лопату — и в печь!

И не такая уж она была страшная, как кажется. Взять хотя бы сказку «Гуси-лебеди». В переводе с санскрита гуси-лебеди — души умерших, которые сопровождают праматерь. Это они унесли братца Иванушку Бабе-яге. Там она хотела его изжарить. На самом деле нет сказки, где бы Баба-яга жарила детей, она только хочет это сделать. Но существовал замечательный обряд — перепекание больного ребенка. Бабка-повитуха клала ребенка на раскатанное тесто (в это тесто заговаривался определенный заговор) и заворачивала в него ребенка. После этого клала на хлебную лопату и запихивала в печь на некоторое время. Вытаскивала, разворачивала, тесто отдавала собакам. Ребенок выздоравливал. Точно так же в русской народной сказке про Бабу-ягу. На наш взгляд, страшно. Но если смотреть с точки зрения культуры, то Баба-яга из отрицательного персонажа превращается в положительный, в целителя.

Оказывается, она передает жизнь ребенку через свое умение и через печь, которая тоже в древней культуре была сакральным предметом, таким женским началом. Все становится с ног на голову. Баба-яга абсолютно положительный герой. Она просто хотела перепечь Иванушку и здорового вернуть людям.

0

10

Иван — да не дурак

Почти в каждой сказке есть Иван-дурак, который и не дурак вовсе, а поумней любого умного. Откуда такой герой взялся и что здесь подразумевается?

— Считается, что Иван-дурак, лежащий на печи, — это русский народ, который желает, чтобы на него все с неба упало. На самом деле все совершенно не так. Ученые считают, что слова «дремучий лес — дремать — дурак» — однокоренные, обозначающие измененное сознание, другое понимание, другое мировосприятие. Дремучий лес — другой мир, мир мертвых — там другие знания, ведь и Баба-яга живет в дремучем лесу.

Дремать — человек тоже находится как бы не на яву, а в другом сознании. Дурак, с точки зрения народной культуры, обладает особенным знанием, знает волшебное слово. Но приобретает он его из потустороннего мира, мира предков. Вот и Емеля лежит на печи до поры до времени. Он не распыляется, проживает жизнь несуетную, накапливает знания. В итоге все и получает!

0

11

Простите, что так много. :blush:
Зато очень интересно :jumping:
Посредством сказок, сами того не замечая, мы передаем своим детям знания о нашей культуре, о культуре древних славян.

Отредактировано Чертенок (2009-01-27 14:47:15)

0

12

Чертенок спасибо. Действительно очень интересно и поучительно. Еще раз огромное спасибо за информацию  :flag:

0

13

На здоровье!)))

0

14

А у меня всякие мысли извращенские в голову лезут когда я сказки читала во взрослом возрасте! :D

0

15

О! Это какие, например? :D

0

16

стих напрмер, Маше еще читали, до сих пор с Димой ржем: разъехались ножки-карандаши(про маленького олененка), или как иван к бабе-яге вечно с подхватом: спать уложи его
видите ли.... геронтофил какой-то :D

0

17

18

инфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфо
инфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфо
инфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфо
инфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинйоинфо
инфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфо
инфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфо
инфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфо
инфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфо
инфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфо
инфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфо
tuchkasинфоинфо

0

19

инфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфо
инфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфо
инфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфо
инфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинйоинфо
инфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфо
инфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфо
инфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфо
инфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфо
инфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфо
инфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфо
tuchkasинфоинфо

0


Вы здесь » Happy Mama » Здоровье ребенка » Жестокость в сказках - что это для нежной детской психики?