ПРЕДУПРЕЖДАЮ СРАЗУ- САМА ЛИЧНО ЕЩЕ НЕ ВСЕ ПРОЧЛА(НЕ МОГУ ДОЛГО ПЯЛИТСЯ В КОМП ГЛАЗА ИЗ ОРБИТ ЛЕЗУТ) НО ЭТА ТЕМА МЕНЯ ОЧЕНЬ ДАВНО ИНТЕРЕСОВАЛА, ЕСЛИ Я НЕ ОДНА ТАКАЯ- ЧИТАЙТЕ НА ЗДОРОВЬЕ
Открываем таланты
Возможно, твой ребенок станет великим артистом, знаменитым математиком или талантливым художником.
Как распознать, в чем он преуспеет в будущем, чтобы дать его таланту развиться? Тебе помогут специальные упражнения и тесты!
Думаешь, заниматься с ребенком нужно лет с трех, когда он подрастет? А вот и нет! Ты опоздаешь ровно на три года и даже больше! Современные детские психологи утверждают, что работать над развитием способностей ребенка нужно уже во время беременности! Когда ты получаешь удовольствие от рисования, хороших стихов и музыки, благодаря гормонам радости, которые выделяет твой организм, ребенок внутри тебя это тоже ощущает. А значит, приобщается к искусству и учится. Ты удобряешь почву, на которой прорастет зерно таланта. Однако очень важно развивать мозг ребенка постепенно, учитывая его возраст. Несмотря на огромное количество методик вроде «растим вундеркинда», когда малыша чуть ли не с пеленок учат истории, математике, искусству и языкам, полезность их весьма спорна. Всему свое время — не старайся его опередить любой ценой. Только в этом случае упражнения и занятия дадут результат. Нельзя требовать от ребенка невозможного, ведь до семи лет основной вид деятельности малыша — это игра. В развитии детского мозга есть так называемые сенситивные периоды - время, которое лучше всего подходит для определенного вида обучения. Скажем, серьезные занятия иностранными языками (в том случае, если в семье говорят только на одном языке) с детьми до трех лет мало результативны. Развивай ребенка гармонично, и тогда, вполне возможно, талант проявится и даст о себе знать.
Фантазер или мыслитель?
Определи, как думает и чувствует твой ребенок. Это здорово поможет с выбором профессии! Итак, если он
Мыслитель: сложно идет на контакт и со взрослыми, и с детьми. Проследи за его речью! Наверняка он часто говорит: «Мне надо подумать, я вначале хорошенько подумаю». Не любит участвовать в подвижных играх, дурачиться и баловаться. Он — эдакий маленький философ — серьезный, вдумчивый, поражающий совсем взрослыми суждениями. Его память — не образная, а логическая. То есть он запоминает не «картинку», а последовательность действий. Такой малыш — выраженный интроверт, он, как правило, сторонится сверстников и предпочитает играть один. Ребенка с таким складом характера нужно научить общаться и дружить, а его ум должен быть постоянно чем-то занят.
• В чем преуспеет: в точных науках, которые требуют прекрасной памяти и аналитического склада ума, умения систематизировать.
Эмоционал: малыш живет чувствами. Он отлично ладит с детьми, гениальный коммуникатор, в компании к нему всегда тянутся. Он так увлечен общением, что часто плохо успевает в школе. Увлекающаяся и влюбчивая натура. Если его заинтересовала книга — будет ее читать под подушкой с фонариком, тронула какая-то история — может прослезиться, поругался с кем-то из друзей — трагедия в духе Гамлета. Дело в том, что у таких деток слабее развито левое полушарие мозга, которое отвечает за логическую деятельность. Его нужно развивать логическими играми, всевозможными стратегиями. По статистике, среди эмоционалов больше девочек. Такому малышу категорически противопоказано перенасыщение эмоциями. Скажем, в воскресенье утром идти на каток, в обед — в кино, а вечером - в гости для него чрезмерно тяжело. Такой ребенок — как порох, который вспыхивает от малейшей искры. • В чем преуспеет: в искусстве, то есть везде, где нужно творить. Для него также подойдут профессии, связанные с работой с людьми: учитель, врач, журналист, менеджер, продавец, рекламист.
Фантазер: с раннего детства проявляет себя в творчестве — рисует, сочиняет стихи, сказки. У фантазеров стерта грань между выдумкой и реальностью. Живет в придуманном мире героев и образов, часто воображает себя героем книги или фильма. Рядом с родными людьми в его мире полноправно существуют Карлсон, Алиса из Страны Чудес, Человек-паук и прочие персонажи книжек, фильмов и комиксов. Прикасайся к ребенку — это возвращает его из выдуманного мира в реальный, только так он тебя услышит, ведь фантазеры, как правило, кинестетики — чувствуют мир буквально кожей. Таким детям полезно делать уроки на жестких стульях, противопоказана мягкая обувь. Им нужен раздражитель, который возвращает их из мира грез: бассейн, массаж, тренажеры, игры с мячом. • В чем преуспеет: в генерировании идей! Ему подойдет работа писателя, криэйтора, разработчика концепции проектов, составителя слоганов.
Медленный или быстрый?
Среди великих шахматистов 95 % флегматиков, а среди знаменитых певцов большинство сангвиников. Выясни, кто твой ребенок по типу темперамента!
Меланхолик — астенического типа сложения, худенький, бледный, ранимый, быстро утомляется, часто болеет, плохо кушает. В садике и школе у него репутация плаксы. С таким ребенком нужно обращаться очень бережно — не перегружать, дать возможность как можно больше отдыхать.
• В чем преуспеет: театральное искусство, психология.
Холерик — подвижный, возбудимый, отличается быстрой сменой настроения, экстраверт, постоянно меняет вид деятельности. Уложить его спать - проблема из проблем. Такой ребенок быстро схватывает все новое, отлично учится, но его знания поверхностные. Он нередко быстро забывает то, что выучил. Точные науки — не для него. Ему необходим калейдоскоп эмоций, постоянно меняющиеся декорации.
• В чем преуспеет: спорт, журналистика, искусство.
Флегматик - спокойный, неэмоциональный, ширококостный, обладает хорошим аппетитом, как правило, интроверт. Не жди от него быстрых результатов, не торопи. В чем преуспеет, точные науки, аналитика, игры умственного характера (шахматы, шашки), некомандные виды спорта: бег, атлетика, йога, плавание, но не восточные единоборства. Сангвиник - уравновешенный малыш, в нем сочетаются черты всех остальных темпераментов. Но от него нельзя ждать быстрой реакции холерика и вдумчивости флегматика.
• В чем преуспеет, пение, музыка. Виды деятельности, где не нужно генерировать идеи и не требуется кропотливость.
Вижу, слышу, чувствую!
Определи, кто ребенок по типу восприятия, и подбери хобби, учитывая его сильные и слабые стороны.
Аудиал - все воспринимает «через уши». Не любит громких звуков, в его активном словаре присутствуют выражения: «ну послушай», «он сказал». Понаблюдай: ребенок-аудиал, когда слушает, склоняет голову набок. Аудиалов больше среди девочек.
• В чем преуспеет: музыка, пение, языки.
Визуал — для него главное - зрение. Часто повторяет: «смотрите», «я только что видел». Понаблюдай, как ребенок выбирает себе одежду: визуал стремится носить яркое, быть на виду, привлекать внимание. Их больше среди мальчиков.
• В чем преуспеет, рисование, дизайн.
Кинестетик - воспринимает мир через тактильные ощущения. Малоподвижен, флегматического темперамента. Любит то, что приятно на ощупь и удобно.
• В чем преуспеет, музыка, спорт, лепка, аппликация, скульптура - все, что делается руками.
Развивай восприятие
С рождения до трех лет у ребенка активно развиваются все системы восприятия. Он учится видеть, слышать и чувствовать окружающий мир!
• Малыш в этом возрасте делает гигантский скачок в развитии. Он растет и прибавляет в весе, учится ходить, говорить, стремится узнать как можно больше. Задача мамы - дать пищу для детского ума. Учи различать цвета с самого нежного возраста. Показывай яркие вещи, предметы разной формы. Развешивай над кроваткой мобили, игрушки, погремушки, а в комнате - однотонные яркие плакаты разных цветов. Глаз ребенка учится различать предметы в окружающем мире по цвету, размеру и форме - буквально учится видеть! Покажи ребенку какой-то красный предмет, называя цвет. Годовалого малыша можно попросить найти в комнате или нарисовать что-то такого же цвета, как, к примеру, его мишка.
• Учи различать оттенки звуков. Воспользуйся упражнением на ассоциации: медленная колыбельная - мягкая и пушистая, словно твоя игрушечная кошка; быстрая музыка, к примеру марш, - твердая, как барабан. Когда малыш прослушает мелодию, спроси: какая она - мягкая или твердая.
• Развивай крупную моторику. Играйте с мячом, в «ладушки», используй ручной театр теней. Учи кроху удерживать воду в горсти.
• Показывай разные по типу предметы (отличительный признак - только один!), например, круглый гладкий мяч - мягкая игрушка колобок, большой мяч - маленький мячик, пластмассовый шарик - пластмассовый кубик. Объясняй, чем они отличаются. После этого завяжи малышу глаза или попроси закрыть, дай потрогать те предметы, которые он только что видел. Пусть ребенок, открыв глаза, снова трогает предметы и пытается угадать, что он только что держал в руках.
Тренируем волю
До четырех-пяти лет мы играли и работали с системами восприятия. Теперь будем развивать внимание и учиться дружить!
Раньше ребенок был занят игрой, теперь нужно развивать его характер.
Дошкольник: главная мотивация занятий - сделать лучше всех или хотя бы лучше себя, но чтобы похвалили. Нужно выбрать кружок, который ему понравится. Как развивать? Подготовь руку к письму. Помогут аппликации из круп, пальчиковые игры. Полезны упражнения, развивающие внимание, например, найти отличия, Не забывай и о тренировке «направо-налево».
Младший школьник: давай ему возможность отдохнуть и переключиться. Помогут спортивные секции, изостудии по Вальдорфской системе. Как развивать? Составляйте рассказы по картинкам. Спрашивай не «Что делает персонаж?», а «В каком он настроении?». Важно приглашать в гости друзей.
Школьник и подросток: после девяти лет организм начинает готовиться к гормональной перестройке. Ребенок может бросить то, что ему раньше нравилось. В это время начинает вырабатываться характер: давай больше свободы. Как развивать? Игры по выбору. Не навязывай ребенку свои желания, прислушивайся к тому, чего хочет он.
Источник: «Единственная», 2/2007