Выбираем самые первые книжки по правилам
С чистого листа
Для новорожденного книга - источник не столько знаний, сколько эстетического наслаждения. Слух только что родившегося ребенка уже полностью развит, и мелодичные рифмованные строки в исполнении любимого (маминого, папиного, дедушкиного) голоса успокаивают как ничто другое. на этом этапе читайте то, что нравится именно вам: в конце концов, это редкий шанс перечитать свои любимые стихи. Почему бы не приучить ребенка сразу к классической поэзии? Полезно именно сейчас разучить наизусть короткие стишки, потешки и поговорки. очень скоро ваш благодарный слушатель превратиться в "активного пользователя": когда он научится перелистывать страницы, прочитать, что там написано, будет довольно затруднительно.
Книга - это не только интересно, но и вкусно
С 3 месяцев дети начинают активно интересоваться игрушками. Книга - одна из самых любимых. во-первых, в ней можно разглядеть интересные картинки, особенно, когда мама объясняет, что там нарисовано, но главное - она очень вкусная.
Ребенок в этом возрасте все тянет в рот: так он познает мир. Книжка не исключение - ее обязательно надо попробовать на вкус. Поэтому на данном этапе выбирайте книги без острых краев, следите, чтобы не было деталей, которые могут оторваться или отломаться, очень помогают в этом возрасте мягкие тканевые книжки или резиновые книжки для ванны. Важно быть осторожным в выборе книг: с виду привлекательные, они могут таить массу опасностей или, как минимум, быть крайне недолговечными. Меховые игрушки часто облезают, задвижки вырываются при первом же просмотре, а устройство, которое имитирует рычащего льва, после 2 недель интенсивного использования начинает хрипеть.
Читаем и развиваемся
После 6 месяцев пости все дети становятся настоящими книголюбителями, они любят листать книги, рассматривать картинки.
Самое увлекательное - рвать на мелкие кусочки! Это вредное с точки зрения родителей занятие весьма полезно для развития мелкой моторики. Лучше заранее подготовить кипу ненужной печатной продукции, а для чтения и рассматривания использовать книги из толстого картона.
На первый план выходит иллюстрация - она должна занимать не менее 75% страницы.
Картинка должна быть четкой, однозначной, понятной и максимально реалистичной. Ребенок по книгам познает мир, поэтому розовый медведь или абстрактная мышка может исказить его представление о действительности. Правильное изображение предметов формирует у ребенка адекватное представление о них, развивает мышление и внимание.
Изображение и текст должны располагаться на одной странице, чтобы внимание малыша не рассеивалось.
Санитарно-гигиенические нормы
Для детских книг существуют жесткие санитарно-гигиенические нормы, и , разумеется, издательства их выполняют. но, увы, нет никакой гарантии, что вам не продается подделка. Важно знать основные требования и внимательно проверить книгу на соответствие им, прежде чем дать ее малышу.
Для детских книг должны использоваться специальные безопасные краски. Самое страшное, если в красках содержится свинец, - для младенцев, все пробующих на вкус, это чрезвычайно опасно.
особенно вредны красивые толстые книги и энциклопедии: мелованная бумага содержит вредный компонент - диоксин и в больших количествах может стать источником повышенной радиации.
Краски не должны прилипать к рукам, быть слишком яркими - в детских иллюстрациях неприемлемы ядовитые оттенки.
Буквы должны быть четкими, не слишком яркими и не бледными, они не должны расползаться.
Оптимальный шрифт - крупный, однородный, одного рисунка и размера, без курсива и выделений. Лучше всего, если черный текст будет напечатан по пастельному тону:слишком яркий контраст черного и белого утомляет детские глаза. В детских книгах не допускается также печать белыми буквами по черному фону, тем более по картинке.
Пусть малыш сначала полистает книгу. Потом прочитайте ему стишок. Желательно, чтобы первые стихи и рассказы содержали повторяющиеся строки. Обратите внимание на картинку, скажите, что на ней изображено: "это медведь". Когда кроха начнет узнавать медведя, нужно постепенно расширять информацию: "Это медведь, он рычит вот так: р-р-р-р". Каждый раз малыш будет узнавать о жизни медведя все новые подробности: медведь живет в лесу, он ест мед, мед дают пчелы, которые жужжат: "Ж-ж-". Поверьте, юный книголюб все запоминает!
Пока ребенок не умеет говорить, полезно придумывать к каждому стишку или картинке пальчиковую игру или пантомиму (яркий пример - общеизвестная "сорока-белобока"). Со временем ребенок расскажет вам все услышанные стишки, а пока изобразит их на языке мимики и жестов.
Годовасик: "Хочу все знать!"
К году книги для ребенка из игрушки превращаются в учебник - у маленького человека просыпается неутомимая жажда знаний. он начинает узнавать героев сказок, знакомые предметы, обращать внимание на буквы, цифры и цвета. сейчас у ребенка формируется словарный запас и навыки сопоставления ситуаций. В это время в детской библиотеке должны появиться первая азбука для малышей, счет и другие обучающие книжки.
По-прежнему иллюстрации должны занимать большую часть страницы и не быть перегружены информацией. Но лучше, если в книге среди простых картинок будут 1 -2 более сложные, многофигурные композиции, которые можно будет долго рассматривать, отмечая новые и новые детали.
Только разглядыванием картинок уже не обойдешься - ближе к полутора годам многие дети готовы часами слушать любимые произведения. ребенок сам хочет принимать участие в чтении: ведь он уже помнит, как разговаривают звери, кто съел колобка, знает что слон большой, а лягушка зеленая. И очень хочет поделиться своими знаниями с близкими.
Необходимо чтобы к ребенку попадали только качественные книги. Каждую из них надо тщательным образом проверить еще в магазине. Бывает, что в книге "про цвета" совершенно непонятно, чем красный цвет отличается от фиолетового. В азбуке встречаются странные слова (например, на букву "В" авторы азбуки не нашли слова лучше, чем "вьетнамки") или неизвестные животные. Как вы объясните годовалому ребенку, кто такой, например, фенек? Или варан?
Перед покупкой книги неизвестного вам автора прочитайте, что там написано. Иной раз попадаются настолько неряшливые стихи, что произнести их вслух совершенно невозможно: спотыкаешься на каждом слове.
Будьте осторожны с переводными книжками - иногда там рассказывается о далеких от нас реалиях, объяснить которые ребенку не всегда возможно и нужно.
Как бы вам не хотелось окружить ребенка книгами, детская комната не лучшее место для библиотеки. книжная пыль содержит в себе массу вредных веществ. Книги должны храниться только на закрытых стеллажах.
Журнал "Мой маленький"