Вот что обеспечивают во время беременности белки:
- рост и развитие ребенка, плаценты, матки и молочных желез матери (строительная роль), а также запасы, которые будут использованы во время кормления грудью
- транспорт питательных веществ, витаминов, микроэлементов (в том числе железа), кальция (транспортная роль)
- иммунную защиту, так как антитела против бактерий и вирусов – это белки (защитная роль)
- оптимальную работу свертывающей и противосвертывающей систем (при этом не возникает ни кровотечений, ни тромбов) (с 4-5 месяцев беременности увеличивается содержание фибриногена, протромбина, факторов свертывания крови V, VII, VIII, X - все это белки)
- поддержание осмотического давления плазмы; это свойство, которое не позволяет жидкой части крови покидать сосудистое русло, тем самым препятствуя возникновению отеков и сгущению крови; при нормальном осмотическом давлении плазмы объем крови достаточен для того, чтобы обеспечивать питание и дыхание и матери, и ребенка, а текучесть крови обеспечивает наилучшее кровоснабжение; за это важнейшее качество отвечают белки альбумины и хлорид натрия, то есть поваренная соль.
Легко понять, от чего зависит белковый обмен в организме:
1. от поступления белков с пищей
2. от переваривания и всасывания их в желудочно-кишечном тракте (преимущественно в желудке и тонком кишечнике)
3. от функции печени (именно она вырабатывает главные необходимые белки –
строительные, защитные, необходимые для свертывания)
4. от интенсивности распада и потери белков (это касается повышенных физических
нагрузок и некоторых почечных заболеваний).
Вот как проявляется белковая недостаточность во время беременности:
1. самые ранние признаки – недостаточная прибавка массы тела и увеличение показателей гемоглобина (HGB) и гематокрита (Ht); обратите внимание – высокий показатель гемоглобина (выше 120 г/л) во втором и третьем триместре – это повод не обрадоваться, а насторожиться, так как обычно он указывает на сгущение крови как следствие недостатка белка и уменьшение объема циркулирующей крови
2. задержка внутриутробного развития ребенка (по измерениям высоты стояния дна матки и окружности живота, а также УЗИ), его гипотрофия
3. появление отеков (из-за падения осмотического давления плазмы жидкая часть крови уходит из сосудов в ткани)
4. повышение артериального давления (это «реакция отчаяния» – из-за уменьшения объема циркулирующей крови организм вынужден уменьшать просвет сосудов и повышать давление в них, чтобы оставшаяся кровь циркулировала интенсивнее)
5. увеличение показателей печеночных ферментов, указывающее на страдание печени вследствие белкового голодания
6. преэклампсия и эклампсия (выражающиеся в головной боли, повышении рефлексов, нарушении зрения и, наконец, судорогах) – самые грозные осложнения гестоза, требующие срочной госпитализации в стационар
(Для справки: нормальный показатель общего белка сыворотки крови: 65-85 г/л , снижение его до 60 г/л уже указывает на тяжелый гестоз; альбумин сыворотки в норме составляет 35-55 г/л, при его снижении до 30 г/л развиваются отеки; нормальный показатель гематокрита 0,36 - 0,42 л/л; прибавка массы тела 2,3 – 4,5 кг за период с 24 по 28 неделю нормальна и говорит об адекватном увеличении объема циркулирующей крови).
Белковая недостаточность в современном благополучном обществе?
Вы можете недоуменно пожать плечами: позвольте, о какой белковой недостаточности может идти речь в развитом американском (к нему принадлежит доктор Бревер), европейском и даже российском обществе? Разве это касается мало-мальски обеспеченных людей? К сожалению, да. Вот несколько самых распространенных причин:
1. поступление белков с пищей может быть абсолютно недостаточно
из-за отсутствия аппетита (в том числе по причине депрессии, нежеланной беременности, плохих бытовых условий и семейных отношений)
из-за того, что пища содержит мало белков или они плохого качества («голодание в изобилии»)
из-за того, что не привыкли правильно питаться и вообще придавать образу питания какое-либо значение
из-за того, что некогда есть и некогда готовить (типичная ситуация для работающих женщин и многодетных мам)
из-за низкого уровня жизни и нежелания «объедать семью»
из-за нежелания поправляться и портить фигуру (к автору этих строк приходила на прием женщина, ставившая своей целью не прибавить вес за время беременности ВООБЩЕ)
из-за того, что от врачей, подруг и из литературы женщине известно: большая прибавка массы тела – это опасно
2. поступление белков с пищей может быть относительно недостаточно:
когда в рационе у женщины присутствует мало углеводов (тогда белки сжигаются вместо топлива, а на строительство их недостает)
когда женщина беременна двумя и больше детьми
когда будущая мама имеет большую физическую нагрузку или находится в ситуации стресса
3. поступлению, перевариванию и всасыванию белков могут препятствовать различные болезненные состояния желудка и кишечника, из которых самые распространенные:
- отсутствие аппетита
- тошнота
- рвота
- изжога
4. заболевания печени могут препятствовать ей создавать необходимые белки
5. заболевания почек могут вести к потере белка
Понятно, что первые две категории встречаются чаще, нуждаются в исправлении диеты и изменения отношения к такому важному вопросу, как питание. Остальные же нуждаются в помощи хорошего врача.
Грубой ошибкой является медикаментозное лечение последствий неправильного питания без исправления последнего.
Роль белковой недостаточности в развитии осложнений беременности: история вопроса
О том, какова причина гестоза, уносящего жизни тысяч женщин и детей ежегодно и о том, каковы способы предотвращения этой беды, медицинской науке известно уже более 120 лет. Судите сами.
Французский акушер-гинеколог Адольф Пинар в своей работе «Успехи, достигнутые в области клинического акушерства на протяжении XIX века» (Progres Realises En Obstetrique Pendant Le XIXe Siecle., Extrait des Ann. De Gynecologia et d'Obstetrique, Dec. Paris (10-13), 1900 p. 13 ) писал:
«С 1873 года, когда впервые всем беременным женщинам акушерской клиники стало назначаться это профилактическое лечение, результаты оставались неизменными. Те наблюдения из собственной практики, которые были описаны мною на примере тысяч женщин с альбуминурией (альбуминурия – присутствие белка в моче, один из признаков гестоза. – Прим. перев.), были сходны с теми, которые я наблюдал в 1873 г., будучи интерном Стефана Тарнье. <…> Результаты, полученные клинически, показывают, что диета, полностью состоящая из молока, действительно является профилактикой припадков эклампсии».
Американский исследователь М. Штраус (1935) измерял осмотическое давление плазмы у 65 беременных на сроке 7 месяцев и показал что оно напрямую зависит от количества поступающего с пищей белка. Осмотическое давление плазмы, альбумин плазмы и потребление белка были наивысшими у 35 женщин, не имеющих признаков позднего токсикоза, на втором месте шли 20 женщин с токсикозом без судорожных явление. И наконец, низшими эти показатели были у 10 женщин с эклампсией. На 8 месяце беременности 15-ти женщинам второй группы были предписаны диета с суточным количеством белка 260г и инъекции витаминов. Остальные пять были помещены на изокалорийную диету с 20г белка в сутки. После трех недель пребывания на диете с высоким содержанием белка симптомы позднего токсикоза (включая повышенное кровяное давление) у женщин из первой подгруппы исчезли. Не было ни одного случая внутриутробной гибели плода. У женщин из второй подгруппы осмотическое давление плазмы упало на 9 % и только у двоих из пяти произошло снижение артериального давления.
Р. Росс в 1935 году обнаружил, что частота случаев эклампсии чрезвычайно высока в тех районах, где распространены бери-бери, пеллагра и другие болезни неполноценного питания. «Мы были потрясены, сколько женщин, страдавших недостаточностью питания, имело эклампсию».
В 1938 году исследователи Е. Додж и Т. Фрост радикально предотвращали эклампсию назначением диеты с высоким содержанием белка. Состояние женщин с поздним токсикозом, находившихся на диете из 6 яиц, 1-1,5 л молока, мяса и бобовых ежедневно, улучшалось на глазах. Согласно данным этих авторов, средний уровень альбумина плазмы среди женщин с поздним токсикозом был на 21% ниже, чем среди женщин, находившихся на диете с повышенным содержанием белка и не имевших токсикоза.
Исследователю В. Томпкинсу (1941) также удалось снизить частоту возникновения позднего токсикоза путем исправления диеты. Он заключает, что «так называемые токсикозы беременных есть на самом деле состояния недостаточности питания».
Т. Бревер в 1966г и М. Блетка в 1970г показали, что появлению признаков позднего токсикоза предшествуют снижение объема циркулирующей крови и снижение альбумина плазмы. Также симптомам токсикоза предшествует нарушение функции печени, которая из-за белковой недостаточности не может синтезировать альбумины, выполняющие функцию связывания токсинов.
Полную библиографию этих и других работ (числом более 70) вы можете посмотреть в оригинале на сайте доктора Бревера:
http://www.blueribbonbaby.org/reference.shtml
http://www.blueribbonbaby.org/bibliography.shtml
Здесь нельзя не упомянуть об Агнес Хиггинс (1911-1985), не просто исследовательнице, но подвижнице. Узнав из работ своего учителя, Берты Бюрке из Гарварда о роли питания (и особенно белков) во время беременности, и убедившись в этом на собственном опыте, она взялась за дело. Будучи специалистом по диетическому питанию, она добилась открытия в Монреале Благотворительной диетической столовой для беременных и стала ее директором. Это были 50-е годы XX столетия. Тогда в Монреале жило множество семей бедного сословия, большей частью многодетных. Часто дети рождались недоношенными, плохие способности к учебе были обычным делом. В столовой Агнес Хиггинс каждой беременной женщине ежедневно выдавали литр цельного молока, два яйца и апельсин. Все это женщина должна была съесть в столовой, не унося домой, где она могла бы отдать еду детям. В результате многие из этих женщин впервые родили ребенка доношенного, здорового, весящего больше 3 кг.
источик - midwifery.ru